Тактильные игрушки до полугода своими руками

Тактильные игрушки до полугода своими руками
Тактильные игрушки до полугода своими руками

     

Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:

     

Занимательные сообщения:

загрузка...

     

Всегда популярные вечные ценности человечества:

     

 

Самые популярные сейчас разделы:

 

 

Гороскопы • Именины • Сервировка • Салфетки • Этикет • Карвинг • Food Art • Салаты • Пиццы • Шашлыки • Быстрые блины и оладьи • Грибы • Соусы • Детское питание

Русский Национальный Ресурс

SuperCook.ru

  • ВВЕДЕНИЕ
    Терминологический словарь
    Медицинская энциклопедия

    Часть I
    РОДИТЕЛИ

    ВЫ ХОТИТЕ ИМЕТЬ РЕБЁНКА

  • ЖЕНЩИНА
    Строение половых органов женщины
    Физиология половой жизни
    Нормальное функционирование
    Возрастные особенности
    Нарушения функционирования
    Расстройства менструальной функции
    Воспалительные процессы в женских половых органах
    Пороки развития и аномалии положения женских половых органов
  • МУЖЧИНА
    Строение половых органов мужчины
    Физиология половой системы и её возрастные особенности
  • МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ РОДИТЕЛЕМ
    Физическое здоровье
    Психическое здоровье
    Возраст родителей
  • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
    Носители наследственной информации
    Характер наследования признаков
    Медико-генетическое консультирование
  • БЕСПЛОДНЫЙ БРАК
    Обследование мужчины.
    Причины мужского бесплодия
    Обследование женщины.
    Причины женского бесплодия
  • КАК ВЫБРАТЬ МОМЕНТ ЗАЧАТИЯ
  • МОЖНО ЛИ ВЫБРАТЬ ПОЛ БУДУЩЕГО РЕБЁНКА
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА ПЛОДА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЕСЛИ НОРМАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
    Искусственное осеменение
    Экстракорпоральное оплодотворение («ребёнок из пробирки»)
    Рождение ребёнка другой матерью (суррогатное материнство)
    Усыновление. Медицинские аспекты

    ВЫ ЖДЁТЕ РЕБЁНКА

  • ПРИЗНАКИ БЕРЕМЕННОСТИ
  • БЕРЕМЕННОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
    Внутриутробное развитие ребёнка
  • Плацента. Система мать-плацента-плод
  • Физиология беременной женщины
  • ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ
  • Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного
  • ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ МАТЕРИ
    Болезни сердечно-сосудистой системы
    Гипертоническая болезнь
    Пороки сердца
    Гипотония
    Сахарный диабет у матери
    Ожирение
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ И ПЛОДА
  • ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
    Ранний токсикоз
    ОПГ-гестоз
    Анемия у беременных
    Влияние абортов на течение и исход последующих беременностей
  • ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННОЙ
    ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ
    БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ
    Микоплазмоз
    Токсоплазмоз
  • НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
    ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И БЕРЕМЕННОСТЬ
    Влияние алкоголя на плод
    Влияние курения матери на плод
    Наркомания и беременность
    Будьте осторожны с лекарствами

    ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ

  • ВРЕМЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЁТ В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВНУТРИУТРОБНЫМ СОСТОЯНИЕМ ПЛОДА
  • ТРУД И ОТДЫХ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БЕРЕМЕННОЙ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ БЕРЕМЕННОЙ
  • АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ
    При беременности до 16 недель
    При беременности от 17 до 31 недели
    При беременности от 32 недель до родов

    ПОДГОТОВКА К РОДАМ

  • ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  • КОГДА ВАМ РОЖАТЬ
  • ПОДГОТОВКА К ПРИЁМУ РЕБЁНКА
    Приданое
    Кроватка
    Комната
    Коляска
  • ЧТО ЕЩЁ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ПЕРЕД РОДАМИ
  • КОГДА ВЫЗЫВАТЬ МАШИНУ СКОРОЙ ПОМОЩИ
  • РОДИЛЬНЫЙ ДОМ

    РОДЫ

  • ПРИЧИНА НАСТУПЛЕНИЯ РОДОВ
  • НОРМАЛЬНЫЕ РОДЫ
    Предвестники родов
    Подготовительный период
    Начало родов
    Собственно роды
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РОДОВ

    Особые случаи родов

  • РОДЫ ДОМА И ДОМАШНИЕ РОДЫ
  • ЕСЛИ РОДЫ НАЧАЛИСЬ В ДОРОГЕ
  • РОДЫ В ВОДУ? - не экспериментируйте

    Патологические варианты родов

  • Головные предлежания плода
    Тазовые предлежания плода
    Неправильное положение плода
    Многоплодная беременность
    Крупный плод
  • ОТКЛОНЕНИЯ В РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Слабость родовой деятельности
    Дискоординированная родовая деятельность
    Чрезмерно активная родовая деятельность
    Преждевременные роды
    Запоздалые роды
  • АКУШЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ
    Наложение акушерских щипцов и вакуум-экстракция плода
    Рассчение промежности
    Кесарево сечение

    ПОСЛЕ РОДОВ

  • ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
  • КАК ПРИБЫВАЕТ МОЛОКО
  • ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ
  • МОЖНО ЛИ КОРМИТЬ ГРУДЬЮ, ЕСЛИ МАТЬ БОЛЬНА
  • ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ
  • ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ И ЛЕКАРСТВА
  • ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ НА КОРМЯЩУЮ
  • ГОСТИ
  • ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ С РЕБЕНКОМ
  • КАК ВНОВЬ СТАТЬ КРАСИВОЙ
    Сон и прогулки
    Уход за телом
    Ваши руки должны быть нежными
    Если ноги устают
    Лицо и шея
    Зубы
  • ВЫ НАЧАЛИ ПОЛНЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ
    Как стать стройной
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ
  • КАК ОДЕВАТЬСЯ
  • ПОСЕЩЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
  • МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ
  • ЕСЛИ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ МЁРТВЫМ

    Часть II
    РЕБЁНОК

    ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

  • АДАПТАЦИЯ И РОДОВОЙ СТРЕСС
  • ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа
    Волосяной покров тела и ногти
    Голова и лицо
    Нос
    Глаза
    Уши
    Полость рта
    Грудная клетка
    Живот
    Половые органы и молочные железы
    Сердце и система кровообращения
    Дыхание
    Эндокринная система
    Костно-мышечная система
    Стул
    Мочеиспускание
    Температура тела и терморегуляция
    Безусловные рефлексы
    Реакция органов чувств
    Движения и двигательная активность
    Мышечный тонус и поза ребёнка
    Психическое развитие
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Преимущества грудного вскармливания
    Первое прикладывание к груди
    Как пробудить сосательный рефлекс
    Сколько молока нужно ребёнку
  • ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ, ПОДГОТОВКА К КОРМЛЕНИЮ И УХОД ЗА ГРУДЬЮ
    Поза матери и ребёнка
    Затруднения при кормлении
    Продолжительность кормления
    Как часто нужно кормить
    Нужно ли кормить ребёнка ночью
  • ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Пупочная ранка
    Кожа и слизистые оболочки
    Опрелости
    Потница
    Пеленание
  • ПРОГУЛКИ

    РЕБЕНОК ОТ НЕДЕЛИ ДО МЕСЯЦА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Движения и управление телом
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Умение видеть и слышать
    Подготовка ребёнка к общению
    Поощрение любознательности
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Грудное вскармливание
    Смешанное и искусственное вскармливание
  • СЦЕЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ МОЛОКА
  • ОБРАБОТКА ПОСУДЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СТЕРИЛЬНОЙ СМЕСИ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • КУПАНИЕ
  • ПУСТЫШКА
  • СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
  • ПОЛОЖЕНИЕ В КРОВАТКЕ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж
    Стимулирование двигательной активности
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК С МЕСЯЦА ДО ПОЛУГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа и волосяной покров
    Органы чувств
    Тактильная, болевая и температурная чувствительность
    Обоняние и вкус
    Зрение
    Слух
    Рефлексы и двигательная активность
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Своеобразие общения взрослого и младенца
    Предречевое развитие
    Первые привязанности
    Мир младенца
    Образ взрослого и образ себя
    Первые игрушки, первые игры
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Второй – четвёртый месяцы
    Пятый месяц
    Шестой месяц
  • РАННЕЕ ОТНЯТИЕ ОТ ГРУДИ ПРИ ОТСУТСТВИИ МОЛОКА ИЛИ ПО ДРУГИМ ПРИЧИНАМ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к опрятности
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • ПРИВИВКИ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
  • ЧИСТЫЕ ПЕЛЁНКИ И ПОЛЗУНКИ
  • ОДЕЖДА
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Развитие движений
    Движения тела
    Движения рук
    Ползание
    Малыш учится вставать и ходить
    Причины отставания в двигательной активности
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА
    «Деловые» партнёры
    Развитие взаимоотношений с окружающими
    Общение и память
    Умение действовать с предметами
    Умение слушать и понимать
    Как учить малыша понимать значение слов
    Умение понимать и говорить
    Какие игрушки нужны ребенку
    Как играть с ребёнком
    Что лучше – порицание или похвала?
    О чём говорит зеркало
    «Кризис» первого года
  • РЕЖИМ РЕБЁНКА
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Седьмой месяц
    Восьмой месяц
    Девятый месяц
    Десятый месяц
    Одиннадцатый месяц
    Двенадцатый месяц
  • ЗУБЫ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Ежедневный туалет
    Купание
  • ОДЕЖДА
  • СТИРКА ДЕТСКОГО БЕЛЬЯ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ ГОДА ДО ТРЁХ

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Развитие движений
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Восприятие окружающего мира
    О детской любознательности
    Сверстник: человек или игрушка?
    С чего начинается дружба
  • ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
    Действия с предметами
    От года до полутора лет
    От полутора до двух лет
    От двух до трёх лет
    Как учить ребенка действовать с предметами
    Как оценивать действие с предметом
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    Что даёт ребёнку речь
    Подготовка к активной речи
    Первое слово ребёнка
    Как помочь ребёнку заговорить
    Нарушения речевого развития
  • ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
    Какие бывают игры
    Истоки сюжетной игры
    Нужно ли учить ребёнка играть?
  • ЛИЧНОСТЬ В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
    Кризис трёх лет
    Воображение трёхлеток
    Несколько советов родителям «трудных» трёхлеток
    Страхи детей
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 1-я
    Характеристика продуктов питания
    Белки
    Жиры
    Углеводы
    Минеральные вещества
    Витамины
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 2-я
    Рацион
    Меню
    Приготовление пищи
  • МАЛЫШ ЗА СТОЛОМ
  • ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ
  • ЗУБЫ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к горшку
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТУАЛЕТ
  • УХОД ЗА ВОЛОСАМИ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ
  • АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
    Адаптация бывает разная
    Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям
    Как помочь ребёнку адаптироваться к яслям
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Физические упражнения
    Закаливание

    ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЛ

  • УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ

    НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

  • КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
    Повреждения мягких тканей
    Повреждение костей и суставов
    Черепно-мозговые травмы
    Ожоги
    Отморожения
    Отравления
    Утопление
    Удушье
    Инородное тело

    НЕКОТОРЫЕ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Этиология и лечение.
    Словарь-справочник

    А   Б   В   Г   Д   З   К   Л   М   Н
    О   П   Р   С   Т   Ф   Х   Ц   Э

    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 2-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 3-го года жизни
  • Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей (по степени недоношенности) на 1-м году жизни
  • Cроки прорезывания молочных зубов
  • Календарь профилактических прививок

    ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

  • Основные источники пищевых веществ
  • Признаки качественности продуктов
  • Полезные свойства овощей и фруктов
  • Таблица замены продуктов по основным пищевым веществам
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Рекомендуемые объемы порций для детей различных возрастов
  • Масса продуктов в мерах объема
  • Рецепты блюд для детей до 1 года
  • Рецепты блюд для детей 1-3 лет

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (1-2 месяца)
    – Комплекс 2 (3-4 месяца)
    – Комплекс 3 (5-6 месяцев)
    – Комплекс 4 (7-8 месяцев)
    – Комплекс 5 (9-10 месяцев)
    – Комплекс 6 (11-12 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 1 до 1,5 года)
    – Комплекс 8 (1,5-2 года)
    – Комплекс 10 (2,5-3 года)
  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (от 2 до 4 недель)
    – Комплекс 2 (от 1 до 2 месяцев)
    – Комплекс 3 (от 2 до 3 месяцев)
    – Комплекс 4 (от 3 до 4 месяцев)
    – Комплекс 5 (от 4 до 5 месяцев)
    – Комплекс 6 (от 5 до 6 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 6 до 9 месяцев)
    – Комплекс 8 (от 9 до 12 месяцев)
    – Комплекс 9 (от 12 до 14 месяцев)
  • ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПЛАВАНИЮ
    В ДОМАШНЕЙ ВАННЕ
    – 1-й период (с 3 недель до 2 месяцев)
    – 2-й период (3-4 месяца)
    – 2-й период (5-6 месяцев)
    – 3-й период (7-9 месяцев)
    – 5-й период (10-12 месяцев)
  • ДЕТСКИЙ СТАДИОН В КВАРТИРЕ

 

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

Множество рецептов блюд для детей
от 1,5-2 лет смотрите и во многих других разделах SuperCook.ru

  • Питание беременных
  • Естественное вскармливание
    Питание кормящей
  • Питание детей до 1 года
    Графики введения прикорма
    БЛЮДА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Общие принципы детского питания:
    — от 1 года до 3-х лет
    — от 3-х до 7-ми лет
    — от 7-ми до 11-ти лет
    — от 11-ти до 14-ти лет
    — питание детей во время учебы и экзаменов
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 1-3 ГОДА
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 3-7 ЛЕТ

    Закуски

  • Салаты и закуски
  • Бутерброды, масляные смеси, паштеты, горячие бутерброды

    Первые блюда

  • Супы мясные и рыбные
  • Щи, рассольники, борщи
  • Супы овощные, крупяные, с макаронами
  • Супы-пюре
  • Холодные супы
  • Супы из ягод и фруктов

    Вторые блюда

  • Блюда из мяса и печени
  • Из курицы и индейки
  • Рыбные блюда Блюда из овощей
  • Крупяные и макаронные блюда
  • Мучные изделия и выпечка
  • Блюда из яиц, творога и сыра

    Десерты и напитки

  • Сладкие блюда, сладкие соусы
  • Детские напитки

    Детский праздник

  • Как организовать праздник
    БЛЮДА ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ
    ДЕТСКОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ МЕНЮ

    Детское лечебное питание

  • При заболеваниях желудка с повышенной секрецией
  • При заболеваниях желудка с пониженной секрецией
  • При заболеваниях почек
  • При заболеваниях печени и желчных путей
  • При ожирении
  • О питании детей при простудных заболеваниях
  • О питании детей при аллергических заболеваниях

    Раздел:

  • ЛЮБИМЫЕ ДЕТСКИЕ БЛЮДА (рецепты)

    Молодым мамам

  • Бенджамин Спок
    "РЕБЁНОК И УХОД ЗА НИМ"
  • Януш Корчак "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА"
  • НАЧАЛО ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА — беременность и уход за ребёнком первого года жизни

 

На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
SuperCook.ru

 

 

Новые сообщения:

L-01

загрузка...

 

L-02

загрузка...

 

L-03

 

L-04

 

L-05

 

L-06

 

 

     

РЕБЁНОК С МЕСЯЦА ДО ПОЛУГОДА

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:
Масса и размеры тела
Кожа и волосяной покров
Органы чувств
– Тактильная, болевая и температурная чувствительность
– Обоняние и вкус
– Зрение
– Слух
Рефлексы и двигательная активность
Итак, ваш малыш приспособился к новым условиям жизни. Вы начинаете замечать, как быстро стал он расти и крепнуть. Мама здорового ребенка радуется, видя, как наливается его тельце, круглеют щечки.
Если за 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе 600 г, а длина его тела увеличивается на 3 см, то за 2-й и 3-й месяцы он становится тяжелее в среднем на 800 г за каждый месяц и длиннее на 3 и 2,5 см.
Всего же за первые 3 месяца жизни малыша прибавки массы и длины тела очень существенны – 2100–2400 г и 9 см. Затем темпы роста немного уменьшаются: за следующие 3 месяца длина тельца возрастает на 2,5, 2 и 2 см, а масса – на 750, 700 и 650 г.
По-прежнему важным показателем остается увеличение окружности головы. У здоровых детей она изменяется наиболее быстро в первые 3 месяца жизни. В зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка в целом, и мозга в частности, возможны отклонения от средних величин как в ту, так и в другую сторону.
Если ребенок родился с окружностью головы 35,5 см, то в конце 1-го месяца она равна уже 37,2 см, 3-го – 40,4 см (пределы нормы: от 38,7 до 43,2 см), 6-го – 43,4 см (варианты нормы: от 42,1 до 45,9 см).
По мере роста черепа постепенно сокращаются размеры родничков. Например, малый родничок закрывается к 2–3 месяцам жизни, а большой становится заметно меньше к исходу 6-го месяца.
У детей могут наблюдаться отклонения от средних показателей физического развития, даже если малыш совершенно здоров и развивается нормально. Такие отклонения связаны с особенностями конституции ребенка и не должны вас волновать. Если же вы все-таки беспокоитесь, расскажите о своих сомнениях врачу, и он проверит, есть ли основания для ваших переживаний.
Значительно быстрее доношенных развиваются недоношенные дети. Причем высокая скорость роста сохраняется у них в течение всего первого полугодия жизни.
Наблюдается такая зависимость: чем меньше степень недоношенности, тем скорее ребенок растет.
Уже к 3 месяцам недоношенные дети удваивают массу тела (доношенные – к 4–5 месяцам), а к 5–6 месяцам – утраивают. Возраст,
мес. Масса тела новорожденного, г 1000-1500 1501-2000 2001-2500 Прибавка массы тела, г 1 200-450 300-490 300-350 2 680-900 980-1150 950-1200 3 700-1200 990-1180 950-980 4 730-1200 810-950 750-1080 5 650-1150 680-850 620-1000 6 520-1500 450-580 500-780
Увеличение роста недоношенных детей также зависит от степени недоношенности, массы тела ребенка при рождении, пола и условий внутриутробной жизни. В первом полугодии жизни недоношенный малыш ежемесячно прибавляет в длине тела от 2,5 до 5,5 см.
Благодаря высоким темпам роста недоношенные дети постепенно догоняют своих доношенных сверстников (чаще к 2–3 годам, реже к году, если ребенок родился более зрелым).
Степень недоношенности меньше влияет на увеличение окружности головы. Если ребенок родился с массой тела менее 2000 г, то этот показатель имеет наиболее высокое значение на 2–3-м месяце жизни. В среднем в первом полугодии жизни окружность головы увеличивается на 4–5 см.
Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют в среднем 1,5–2 см в месяц.
Физическое развитие и доношенных, и недоношенных детей, которые родились больными или перенесли в первые месяцы жизни болезни, замедленно по сравнению со здоровыми детьми. В первую очередь отставание заметно на массе тела и увеличении окружности груди. Замедляется также прирост окружности головы, длины тела, но в меньшей степени. По мере выздоровления малыша темп роста увеличивается.
Разнообразные патологические состояния ребенка также не могут не влиять на его развитие. Например, при врожденной микроцефалии череп не увеличивается, а роднички закрываются слишком быстро. При гидроцефалии, напротив, голова увеличивается чрезмерно быстро, а роднички закрываются медленнее, чем обычно.
Неправильное вскармливание, различные соматические и инфекционные болезни, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, поражения нервной системы могут быть причиной замедления физического развития ребенка.
Еще одна из причин – внутриутробная или ранняя (возникшая вскоре после рождения) дистрофия. Часто такое сочетание, как задержка роста ребенка и гипотрофия, встречается при хромосомных болезнях. У ребенка первых месяцев жизни кожа нежно-розовая, бархатистая. Если малыш нормально упитан, то у него хорошо заметны кожные складки – «перевязочки», которые так умиляют взрослых.
Ягодичные и бедренные складки обычно хорошо выделяются и симметричны. Если же эти складки, особенно ягодичные, асимметричны, ребенка нужно обязательно показать ортопеду, так как у него может быть дисплазия или врожденный вывих тазобедренного сустава.
При гипотрофии, общей ослабленности, некоторых болезнях тазобедренных суставов, а также при поражении центральной нервной системы характерна слабая выраженность ягодичных складок.
При различных соматических и неврологических заболеваниях состояние кожи ребенка нередко меняется. Например, мать может обратить внимание на ее чрезмерную сухость, дряблость или, напротив, повышенную эластичность и ранимость. Во всех этих случаях малыша необходимо обязательно показать педиатру и детскому невропатологу.
Сосудистые пятна на лбу и затылке, которые нередко видны в период новорожденности, к 2–3 месяцам постепенно бледнеют, а затем и вовсе исчезают. Они могут сохраняться только у детей, которые перенесли тяжелые нарушения мозгового кровообращения, а также если у ребенка имеются гемангиомы – сосудистые опухоли. Во всех этих случаях малыша нужно показать невропатологу.
К 2–3 месяцам жизни волосяной покров младенца начинает меняться: пушковые волосы на плечах и затылке понемногу выпадают, и на их месте вырастают луковичные. Однако при некоторых заболеваниях нервной системы волосатость на спине может сохраняться. Иногда мама замечает, что у малыша на затылке или сбоку на головке появились залысины. Это может быть связано с тем, что ребенок все время лежит на спине или одном боку. Но в то же время облысение может быть одним из признаков начинающегося рахита.
При некоторых болезнях у детей нарушается пигментация кожи, волос, радужных оболочек глаз – в них отсутствует пигмент меланин или его содержание значительно уменьшено. Это альбинизм. Методов лечения альбинизма нет, но ребенка необходимо обязательно показать дерматологу и невропатологу. Нужно иметь в виду, что кожа малыша в таких случаях крайне чувствительна к солнечному свету, поэтому врач вам порекомендует фотозащитные средства и питательные кремы, которыми необходимо пользоваться.
Иногда у детей встречается состояние, противоположное альбинизму, – меланизм. В раннем возрасте пигментация кожи только несколько усилена, но с возрастом она увеличивается. Меланизм – наследственно обусловленная аномалия.
Однако следует помнить, что у ребенка в первые месяцы жизни различные изменения кожи часто сочетаются с поражением центральной нервной системы. Это связано с тем, что кожа и нервная система развиваются из одного зародышевого листка – эктодермы.
При некоторых наследственных болезнях обмена веществ (например, фенилкетонурии) экссудативные проявления на коже (опрелости, потертости, сыпь, воспаление) становятся более выраженными. Во всех подобных случаях вам следует проконсультироваться не только у дерматолога, но и у невропатолога.
В первые месяцы жизни склеры ребенка имеют голубоватый оттенок – сквозь них просвечивает пигментированная внутренняя оболочка. При некоторых наследственных заболеваниях нервной и костной систем голубизна склер может быть очень яркой.
Однако это не всегда связано с болезнью, а может быть национальным или семейным признаком. Но для того, чтобы исключить возможность заболевания, вам нужно обязательно проконсультироваться у невропатолога. Как вы помните, новорожденный ребенок не остается безразличным к прикосновениям. Если вы дотронетесь до его век – он зажмурит глазки, до ладошки – сожмет кулачок.
При раздражении слизистой оболочки носа малыш морщится и чихает. И кроме того, сучит ножками и дергает ручками. Однако в 2–3-месячном возрасте в этих реакциях появляется нечто новое. Прикоснитесь к его ресничкам – и малыш не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их тыльной стороной кисти.
Подобные реакции можно вызвать, притрагиваясь к лицу, ушам. В 4 месяца в ответ на те же раздражители младенец замирает. Такое поведение ребенка медики называют реакцией кожного сосредоточения. Начиная с 4 месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу, ладоням.
В 5-месячном возрасте у малыша появляется еще одна реакция – на щекотание. Сначала ее можно обнаружить только при щекотании подмышечных впадин. При этом малыш замирает, затем улыбается, а то и смеется. Щекотание доставляет ему удовольствие.
Начиная с 2 месяцев у ребенка усиливается болевая чувствительность. Более остро реагирует он и на дискомфорт – например, на мокрые пеленки. В последующие месяцы временной интервал между нанесением болевого раздражения и реакцией младенца укорачивается, а поведение его, мимика и интонации становятся довольно разнообразными. Возрастает и температурная чувствительность.
Снижение или отсутствие тактильной чувствительности, а особенно отсутствие реакций на болевые и температурные раздражители могут наблюдаться при пороках развития или травмах спинного и головного мозга. Снижение болевой чувствительности встречается также при тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся глубокой потерей сознания.
Бывают и случаи врожденного недоразвития чувствительных нервных путей. При этом у ребенка отмечается врожденная нечувствительность к боли, что особенно ярко начинает проявляться с 2–3 месяцев. Отсутствие реакции на щекотание наблюдается при органических поражениях головного мозга, тяжелых расстройствах питания, раннем и тяжелом рахите.
Повышенная чувствительность к тактильным, болевым и температурным раздражителям характерна для детей с повышенным внутричерепным давлением, а также при невропатии. Если новорожденные реагируют на все запахи совершенно одинаково, то 2–3-месячный ребенок уже способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и даже улыбкой, на вторые – недовольной гримасой и чиханием. К 3–4 месяцам реакции на запахи становятся более постоянными и отчетливыми.
Недостаточность обоняния (гипосмия) может быть врожденной. Наиболее часто она встречается у детей с органическим поражением центральной нервной системы.
Наблюдается гипосмия одно– и двусторонняя. Временное нарушение обоняния может быть связано с воспалительными заболеваниями носа.
Ребенок первых месяцев жизни уже реагирует на вкусовые раздражители. В возрасте 2 месяцев он способен различать несколько из них. Постепенно эта способность младенца совершенствуется.
У некоторых детей с поражением центральной нервной системы может притупляться восприимчивость к вкусовым раздражителям. Дети не получают удовольствия от пищи и потому едят плохо. Это может способствовать гипотрофии. Со 2-го по 6-й месяц жизни зрение ребенка развивается и совершенствуется. Приобретения периода новорожденности, когда младенец мог недолго следить за движущимися предметами и на короткое время сосредоточивать взгляд на неподвижном объекте, закрепляются.
Малыш все активнее знакомится с окружающим миром – дольше задерживает взор на ярких предметах. Все чаще смотрит в лицо матери и ее глаза, особенно когда та разговаривает с ним. Улыбается, видя ее, улыбается в ответ на улыбку матери. Как вы узнаете из этой главы, зрительный контакт матери и ребенка необходим для их эмоционального общения, нормального психического развития ребенка.
Однако при некоторых отклонениях в развитии, в частности при раннем детском аутизме, младенец не смотрит в глаза взрослому, не улыбается, выражает недовольство и даже оказывает сопротивление близким, когда те берут его на руки и прижимают к себе. Признаки болезни могут проявиться очень рано. А потому такое необычное поведение малыша должно насторожить родителей. Ребенка нужно как можно раньше показать психоневропатологу.
В 2–3 месяца младенец начинает распознавать некоторые предметы окружения, и прежде всего бутылочки с молоком, соски. С этого же времени зрительное восприятие становится одной из самых активных психических функций: когда малыш не спит, он постоянно что-то рассматривает. Его внимание начинают привлекать и менее яркие предметы, находящиеся не только прямо перед ним, но и сбоку от него – например, картина, настенные часы.
На этом возрастном этапе появляется новая психическая реакция, непосредственно связанная со зрительным восприятием, – малыш как бы ищет, на что стоит посмотреть, переводя глаза и поворачивая головку до тех пор, пока не найдет какой-либо предмет, достойный внимания. С каждым месяцем возрастает продолжительность зрительного сосредоточения. Так, 3-месячный младенец может рассматривать что-либо в течение 7–10 минут.
С 4-го месяца у ребенка развивается так называемое исследовательское зрительное поведение: во время бодрствования малыш активно рассматривает окружающие его предметы, а к 5 месяцам у него начинает формироваться важнейшая интегративная функция – зрительно-моторная координация: ребенок тянется к близко расположенному предмету, контролируя движение руки взглядом.
Вначале движения малыша неловки и неуверенны, однако к 6 месяцам ребенок достаточно точно захватывает предмет. К этому же возрасту быстро развиваются зрительно-тактильные связи. Что это означает? С какого-то момента вы начинаете замечать, что малыш тянет в рот предмет, зажатый в руке. Не старайтесь его остановить. Формирование такой трехзвенной связи – основа для развития манипулятивной и игровой деятельности.
В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается ощущение цвета: после 2 месяцев он уже различает контрастные цвета, а к 6 месяцам распознает от четырех до пяти цветов.
Предполагают, что существует такая последовательность в развитии цветоощущения: сначала малыш выделяет желтый, затем синий, красный и зеленый цвета. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Например, стоит предлагать ему для рассматривания игрушки того цвета, который он способен распознать. Во время таких занятий вы можете сделать небольшие открытия: узнаете, к примеру, что ваш малыш уже имеет цветовой «вкус» – предпочитает одни цвета другим. Индивидуальные особенности в цветоощущении проявляются у некоторых младенцев довольно рано.
Остроту зрения у грудного ребенка ориентировочно оценивают по его общей реакции на свет, реакции зрачков на свет и реакции на окружающие предметы. Кроме того, путем наблюдения можно определить, с какого расстояния он узнает мать, видит предметы, следит за ними и пытается их схватить. Для объективной оценки зрения врач использует метод зрительных вызванных потенциалов.
Снижение остроты зрения у ребенка раннего возраста может быть вызвано кровоизлияниями в сетчатку глаза в результате гипоксии или родовой травмы, а также при врожденной или вторичной атрофии зрительных нервов, врожденной катаракте и других болезнях глаз.
Совершенствование умения останавливать взгляд на предметах и следить за ними, формирование зрительно-моторной координации зависят не только от остроты зрения ребенка, но и от общего уровня его психомоторного развития. Поэтому при различных болезнях нервной системы, протекающих с задержкой психического развития или умственной отсталостью, фиксация взгляда, слежение за предметом, активный поиск объекта для разглядывания, зрительно-моторная координация могут не обнаруживаться.
Нарушение интегративной деятельности, в частности отсутствие к концу первого полугодия жизни зрительно-моторно-тактильной координации, должно насторожить родителей. Такого малыша нужно обязательно показать психоневрологу. Начиная со 2-го месяца жизни у ребенка быстро развивается слуховое восприятие. Вы сами можете убедиться в том, что 7–8-недельный малыш вполне способен определить, где расположен источник звука. Для этого вы можете, скажем, запеть, стоя так, чтобы малыш вас не видел. И он повернет головку и глаза в вашу сторону.
Еще раз повторим, что вначале дети предпочитают всем звукам человеческий голос. Однако спустя некоторое время такая же реакция возникает и на звучащую игрушку. В возрасте 8–10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой.
К концу 2-го месяца реакции на слуховые раздражители приобретают ведущий (доминантный) характер. Если вы заговорите с сильно возбужденным, кричащим ребенком или встряхнете погремушкой, то он перестанет кричать и замрет. Если же, напротив, ребенок был спокоен, то при резком звуке он вздрагивает, вскидывает ручки вверх, двигает ножками и наконец замирает. А спящий ребенок при этом просыпается.
К 3 месяцам окончательно формируется реакция локализации звука в пространстве.
Так, малыш в возрасте 3 месяцев быстро и точно повернет голову и глаза на звук погремушки, с какой бы стороны она ни находилась. При этом ребенок может не только лежать в кроватке, но и находиться в вертикальном положении на руках у взрослого.
Трехмесячный малыш, как правило, положительно реагирует на звуки. Он скорее улыбнется, чем закричит, если услышит, как заработал телевизор или магнитофон. Только внезапный резкий звук может испугать младенца, и тогда он закричит.
С 5–6 месяцев реакция ребенка на звук несколько меняется: малыш быстро поворачивает голову к источнику звука только тогда, когда он не «занят» другими «делами» – например, общением со взрослым или исследованием игрушки. Если же младенец увлечен каким-то занятием, он может некоторое время не обращать внимания на звук. Как вы понимаете, это не связано с нарушениями слуха – просто у ребенка формируется активное внимание.
И совсем другое дело, если у младенца отсутствует вообще или всегда слабо выражена врожденная реакция на резкие звуки, которая в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. В этом случае можно заподозрить, что у ребенка нарушен слух.
При плаче младенец не замолкает в ответ на голос матери, как это делает нормально слышащий малыш. У него замедляется или отсутствует зрительно-слуховая ориентация в пространстве, ребенок не способен определить, где расположен источник звука.
Тугоухие дети реагируют только на более громкие звуки. Иногда отвечая на громкие звуки, они не слышат громкий голос. Это бывает при нарушении главным образом «речевого», или фонематического, слуха.
Если вы предполагаете, что у ребенка не все в порядке со слухом, его нужно как можно раньше проконсультировать у сурдолога. Врач определит, в каком состоянии слух малыша, и при необходимости подберет ему слуховой аппарат. Помните, что нарушение деятельности любого органа чувств неблагоприятно влияет на психическое развитие ребенка. Этого можно избежать, только специально занимаясь с малышом, развивая у него другие органы чувств, чтобы компенсировать недостаток звуковой информации о мире.
Слабо реагируют на звуки и дети, отстающие в психическом развитии. Кроме того, вялый, апатичный ребенок либо отрешенный от внешнего мира и направленный как бы внутрь себя (ранний детский аутизм) может почти не обращать внимания на звуки, несмотря на то что отлично слышит. У таких детей реакция на звуки обычно возникает, если их повторять несколько раз.
Некоторые малыши, напротив, чрезмерно чувствительны к звукам. Такие детишки в ответ на любой звук вздрагивают, кричат, вскидывают ручки, двигают ножками.
Подобные реакции характерны для детей с гипервозбудимостью, а также при повышенном внутричерепном давлении. Если ваш малыш столь необычно реагирует на звуки, его нужно обязательно показать психоневрологу. Начиная со 2-го месяца у ребенка постепенно уменьшается тонус сгибателей рук и ног, увеличивается объем спонтанных и пассивных движений и, наконец, изменяется поза. Правда, на первый взгляд она очень напоминает позу новорожденного (если малыш лежит на спине), но тонус сгибателей выражен меньше.
Если же ребенок лежит на боку, вы можете заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в период новорожденности. Безусловные рефлексы и рефлексы позы, которые обнаруживались у здорового ребенка на 1-м месяце жизни, к 2–3 месяцам начинают ослабевать, а еще через 1–2 месяца исчезают вовсе. У глубоко недоношенных детей такие рефлексы сохраняются дольше.
Возраст ребенка, в котором безусловные рефлексы угасают и исчезают, имеет большое значение для раннего обнаружения различных заболеваний центральной нервной системы, и прежде всего детского церебрального паралича.
У здорового ребенка после 4 месяцев жизни не должны выявляться так называемые тонические рефлексы.
У детей грудного возраста с поражением нервной системы, особенно когда затронута двигательная сфера и мышечный тонус повышен, эти рефлексы не ослабевают, а, наоборот, активизируются, мешая развитию произвольных движений.
К концу 3-го месяца жизни по мере созревания центров мозга, ответственных за двигательные механизмы, ребенок начинает постепенно выпрямлять туловище. В дальнейшем реакция выпрямления туловища и мышечный тонус будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.
Моторное развитие малыша происходит как бы от головы к нижним конечностям. Уже в конце 1-го месяца жизни у младенца формируется так называемый лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову. Он проявляется в том, что в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии и он делает попытки поднимать и удерживать голову.
С 2 месяцев эти попытки становятся все более настойчивыми и успешными: младенец дольше и дольше может удерживать голову.
Поначалу, как только малыш поднимает головку и старается удержать ее на весу, у него напрягаются и ноги. Но позже это напряжение уменьшается, и ребенок, лежа на животе, активно двигает ножками. Со временем он уже в состоянии поднимать и поворачивать голову, лежа на животе и опираясь на разогнутые кисти рук. Малыш начинает лучше ощущать свои ручки, разглядывает их, а затем и следит за их движениями.
В возрасте 4–5 месяцев здоровый ребенок, лежа на животе, устойчиво удерживает голову по средней линии, при этом он опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опирается на вытянутые руки.
В течение первых 3 месяцев малыш все лучше удерживает головку в вертикальном положении на руках у взрослого и в положении на спине. На 2-м месяце он только пытался удерживать голову, и это удавалось ему лишь на очень короткое время. А затем голова опускалась. Ребенок тут же пытался поднять ее вновь, и она вскоре снова опускалась. При этом создавалось впечатление, что голова у малыша как бы «болтается». Однако к 3 месяцам младенец достаточно хорошо удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.
В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. Вначале это чаще наблюдается перед кормлением – он ищет грудь матери. С 4–5 месяцев малыш активно поднимает голову, лежа на спине. Благодаря тому, что контроль за положением головы совершенствуется, 5–6-месячный ребенок уже может сидеть при поддержке.
Если 4–6-месячного малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка), то он поднимает голову, удерживает ее по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.
Таким образом, в первом полугодии жизни ребенок уже может контролировать положение головы. Благодаря этому у него увеличивается поле зрения, становится более совершенным зрительное восприятие. Постепенно изменяются и позы ребенка. Он сам по своей воле начинает принимать различные положения.
Прежде всего становится другой, более свободной, поза на спине: он может свободно двигать ногами и руками, поворачивать голову в обе стороны. Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже к 4–5 месяцам поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. Умение удерживаться в различных позах, а затем и принимать их самостоятельно открывает перед малышом новые возможности для ознакомления с внешним миром.
В это же время быстро усиливается двигательная активность младенца. Лежа на спине, он ритмично двигает ножками, как при езде на велосипеде, а также ручками, то располагая их в поле зрения, то убирая. В возрасте 4 месяцев руки становятся для него самыми интересными игрушками. Но подчеркиваем: при нормальном развитии этот период очень непродолжителен.
При недостаточном эмоциональном общении с ребенком и его педагогической запущенности, а также в случаях нарушения умственного развития привычка рассматривать свои руки может сохраняться долго. Кроме того, эта привычка выражена при раннем детском аутизме.
Ребятишкам в возрасте 3–4 месяцев очень нравится такая игра. Вы протягиваете руки малышу, лежащему на спине, и он тут же хватается за них, делая попытки подняться и сесть.
Многие отцы разрешают своим детишкам немного повисеть на руках, а некоторые столь необычным способом берут их из кроватки. Малыши в восторге от игры и возмущаются, когда ее прекращают. И тут на помощь может прийти турничок (или система турничков, устанавливаемых прямо в кроватке или коляске).
Сначала малышу помогают нащупать ручонками перекладину, подставляют ладонь под подошвы, чтобы он мог упереться и приподняться, помогают сесть, встать. И вскоре занятия на турничке чрезвычайно увлекают ребенка, принося ему огромную пользу.
Уже в этом возрасте малыш может стоять, опираясь руками на перекладину. При этом не стоит тревожиться, что у него искривятся ножки: он будет заниматься столько, сколько сможет. Кроме того, не забывайте, что младенец, стоя в кроватке, опирается на ручки, и нагрузка равномерно распределяется на все мышцы его тела.
Однако не воспринимайте наш совет так, будто бы вы, воспользовавшись им, теперь сможете оставлять ребенка одного упражняться на турничке, а сами будете заниматься домашними делами. Нет, перекладинка не может заменить ребенку общения с вами.
В этом возрасте моторное и психическое развитие – единый процесс. И ребенок нуждается в вашей поддержке, похвале, помощи. Ваше присутствие во время упражнений ребенка, активное эмоциональное участие в его работе совершенно необходимы для того, чтобы малыш успешно осваивал возможности этого снаряда.
Занятия на кроватном турничке очень помогают правильному развитию не только двигательной активности, но и костно-мышечной системы младенца.
Есть немало свидетельств, когда занятия сначала на турничке, а позже и домашнем спортивном комплексе благотворно влияли на развитие детей с болезнями нервной и костно-мышечной систем вплоть до полного выздоровления. Поэтому имейте в виду и такую возможность лечения.
Но в этих случаях родители не должны решать самостоятельно, как заниматься с малышом. Здесь обязательна консультация врача: в зависимости от состояния ребенка необходимо подобрать для него посильные нагрузку и упражнения, которые, по мере того как крепнет ребенок, меняются.
После 4 месяцев малыш начинает осваивать повороты со спины на живот. Этим он сразу увеличивает радиус обозрения. Характерной особенностью первого полугодия жизни младенца является возрастание двигательной активности рук.
Уже со 2-го месяца малыш все чаще подносит руку ко рту и сосет пальчики. Таким способом он начинает изучать свою ручку. В конце того же месяца он подносит руку к глазу или носу и трет их. На 3-м месяце младенец начинает поднимать руку над лицом и смотреть за нее.
К 3-му месяцу появляется новое достижение – ребенок протягивает руки к предмету, который его заинтересовал. В 3 месяца движения рук становятся более дифференцированными.
Так, на 2-м месяце, если малыш сгибал руку в локте, у него сгибались и пальцы. К 3-му месяцу ребенок уже в состоянии временами сгибать руку, не сгибая при этом пальцев.
Он все дольше удерживает вложенный в его руку предмет: в 2 месяца примерно 10 секунд, а с 3 месяцев – до 20–30 секунд. К 3-му месяцу можно наблюдать, что, когда малыш держит игрушку, он не всегда одновременно разгибает руку и пальцы. Таким образом, пальцы у него начинают действовать самостоятельно.
После 3 месяцев у младенца все активнее развиваются произвольные движения рук. Здесь большую роль играет освоение функции «глаз – рука». Возникновение и совершенствование этой функции происходит по мере созревания центральной нервной системы. Задержка в развитии функции «глаз – рука» характерна для детей с поражением центральной нервной системы, а также ослабленных, отстающих в развитии.
Подобное же отставание может наблюдаться и при педагогической запущенности, когда малышу дают мало игрушек, не общаются с ним и он часами лежит в кроватке, ничего не делая. Поэтому старайтесь создавать вокруг малыша обстановку, способствующую его развитию, и помните, что формирование системы «глаз – рука» – очень важная предпосылка для всего психического развития младенца.
Стимулировать развитие этой системы нужно с 1-го месяца жизни, когда ребенок уже может на короткое время останавливать взор на различных предметах. Всячески помогайте своему малышу, помните, что оптимальное расстояние для разглядывания предметов для ребенка 2–3-го месяца – 20–25 см. Не забывайте также и о том, что младенец предпочитает сосредоточивать взгляд на лице человека.
В 2–2,5 месяца для развития системы «глаз – рука» чаще вкладывайте в ручку младенца звучащие игрушки. С 2,5 до 3 месяцев особенно полезно давать ему такие игрушки, которые он мог бы отводить рукой в сторону, отпихивать от себя.
Для этого над кроваткой младенца подвешивайте погремушки и шарики на расстоянии примерно 25 см от его лица. Наблюдая за малышом, вы увидите, как он дотрагивается до игрушки, пытается ее захватить, из-за чего она приходит в движение, а малыш с удовольствием следит за ней. Все эти занятия необходимы для развития важнейшего в первом полугодии жизни движения – хватания.
Есть и другая линия развития хватания, когда ребенок получает не зрительную, а тактильную информацию о предмете – от соприкосновения с ним. Эта линия берет начало от «комплекса оживления».
Сначала малыш занят только взрослым и не обращает особого внимания на предметы, с которыми сталкиваются его ручки. Однако в какой-то момент вы заметите, как ребенок вдруг замер, перевел взгляд со взрослого на предмет, с которым соприкоснулась его ручка, снова посмотрел на взрослого. Затем руки ребенка все чаще встречаются с предметом, появляются попытки достать его.
В возрастном интервале от 3 до 4 месяцев помогайте малышу достать ручкой игрушку, укрепленную неподвижно на перекладине. Если младенец у вас на руках, обращайте его внимание на яркие детали вашей одежды или украшения, чтобы он тянулся к ним.
И наконец, ребенок в возрасте около 4 месяцев, когда ему поднесут игрушку и подождут, пока он не остановит на ней взгляд, спустя несколько секунд протянет ручки, приблизит их к игрушке и попытается ее схватить.
В 5–6 месяцев малыш будет уже уверенно схватывать предметы. Захватывание предмета – первое произвольное движение грудного ребенка. Впервые после рождения младенец может самостоятельно, без помощи взрослого, достать и потрогать интересный предмет, взять его в руки, попробовать на вкус, помахать им, постучать обо что-то. Это важнейшее событие в жизни ребенка. После появления хватания бурно развивается познавательная деятельность малыша. С этого момента начинается новый этап его развития.
Ближе к 6 месяцам малыш начинает засовывать в рот все предметы, которые попадают ему в руки. Рот становится частью исследовательского аппарата ребенка. Поэтому не нужно отучать малыша от привычки исследовать ртом предметы. Важно только, чтобы они были предельно чистыми.
Поскольку рот начинает выполнять познавательную функцию, старайтесь, чтобы ребенок во время бодрствования пореже сосал пустышку.
К 6 месяцам движение руки ребенка к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, держит, рассматривает, подносит ко рту, обследует ее языком и губами.
Когда ваш ребенок достигнет возраста «хватайки», начинайте показывать ему различные способы использования игрушек. Сначала действия малыша с ними будут еще очень просты и однообразны.
В возрасте около 6 месяцев хватать, держать в руках и брать в рот игрушки, погремушки, предметы домашнего обихода будет для малыша самым большим удовольствием. Для того чтобы открыть новые свойства предмета, малышу нужна ваша помощь.
Покажите ему, что мячик можно катать, а куклу качать, и, хотя ребенок в этом возрасте еще не сумеет повторить ваши действия, вы зададите ему перспективу развития, заложите предпосылки новых действий и игр.
Иногда взрослые переживают наступление у ребенка возраста «хватайки» как стихийное бедствие. В самом деле, еще совсем недавно он был таким спокойным, никуда не лез, не старался ухватить предметы и засунуть их в рот.
Однако для развития малыша овладение хватанием – существенное приобретение, открывающее ему новые возможности в познании окружающего мира, это новый шаг к самостоятельности.
Поэтому уважительно относитесь к достижению своего малыша. Не ограничивайте его, не высказывайте неудовольствия по поводу пусть даже, на ваш взгляд, его чрезмерной активности.
Конечно, вам придется убрать все, что представляет ценность или опасно для малыша.
Безусловно, не следует давать ему мелкие предметы, которые он может проглотить.
Лучше предложить младенцу разнообразные погремушки и поначалу (в 4–5 месяцев) вкладывать их ребенку в ручку так, чтобы он учился захватывать их. Хороши для этого также деревянные ложки, пластмассовая посуда, маленькие кастрюльки и крышки к ним, резиновые игрушки, куски бумаги разного размера и фактуры.
Ребенку очень полезно мять и рвать бумагу, это развивает движения его рук, особенно пальцев. Не позволяйте малышу брать в рот и грызть предметы, покрытые краской.
Время от времени проверяйте состояние игрушек и заменяйте испорченные.
В поле зрения ребенка не стоит помещать много разнообразных игрушек. Ему трудно будет сосредоточиться на какой-либо одной из них. К тому же это вызывает у него быстрое утомление, и его целенаправленная деятельность будет плохо развиваться.
Хватание появляется позднее у тех детей, которых пеленали с руками в первые месяцы жизни. Также могут отставать в развитии младенцы, лишенные полноценного общения со взрослыми, как это наблюдается нередко в домах ребенка.
В возрасте от 4 до 6 месяцев появляются новые движения рук: ребенок отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, одежду, перебирает ее пальчиками. При этом все основные движения совершаются преимущественно в крупных суставах. Тонкие дифференцированные движения ребенку этого возраста пока недоступны.
Благодаря способности 4–6-месячного ребенка удерживать руки в вытянутом положении, у него появляется так называемая оптическая реакция опоры рук. Если малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка) и постепенно приближать его к столу, то он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются его поверхности.
Очень важным достижением младенца является и то, что к 5–6 месяцам движения головы и ног перестают зависеть друг от друга. Удержание головы по средней линии при движении рук и ног дает возможность ребенку исследовать и ощущать свое тело.
Кроме того, движения рук и ног становятся все более двусторонними, тогда как раньше, в 2–3 месяца, преобладали односторонние движения.
В возрасте 4–6 месяцев, лежа на спине, малыш часто принимает позу «лягушки»: бедра у него согнуты и повернуты наружу, как и колени. Из этого положения он может слегка приподнимать таз, двигать ноги вперед к лицу, располагая их в поле зрения, играть пальцами ног и иногда тянуть их в рот. Эти движения способствуют развитию ощущений в пальцах ног.
Двигательные расстройства у детей первых месяцев жизни проявляются прежде всего в виде различных нарушений мышечного тонуса, задержки в развитии произвольной двигательной активности.
При различных заболеваниях нервной системы уже со 2–3-го месяца жизни можно заметить патологическое нарастание мышечного тонуса, что нередко сочетается с фиксированным положением ребенка в необычной позе. Например, если малыш лежит на спине, у него наблюдается стойкая тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. При этом в особо тяжелых случаях разогнутые ноги перекрещиваются.
В положении на животе ребенок с повышенным мышечным тонусом принимает, напротив, сгибательную позу. Он не может оторвать голову от постели и приподнять ее, руки его обычно находятся под грудью.
При некоторых болезнях нервной системы и общей соматической ослабленности у ребенка может быть снижен мышечный тонус. Дети с низким мышечным тонусом предпочитают лежать на спине, они кричат и выражают неудовольствие, если их укладывают на живот. Низкий мышечный тонус может быть вызван рахитом, наследственными дефектами обмена веществ, нарушениями питания, нервно-мышечными и эндокринными болезнями. Низкий мышечный тонус часто встречается при хромосомных болезнях.
У недоношенных детей, а также при нерезко выраженном поражении центральной нервной системы, в частности при так называемой минимальной мозговой дисфункции и при некоторых формах детского церебрального паралича, может наблюдаться непостоянный, меняющийся мышечный тонус – мышечная дистония. Во всех этих случаях ребенку необходима консультация психоневролога.

<< предыдущая страница              следующая страница >



 

Новые сообщения:

загрузка...

     

Для организации праздничного стола:

     

Занимательные сообщения TL:

 

SuperCook.ru

 

Для доброго домашнего благополучия:

Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.

Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.

 

 

СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ
     Как выбирать продукты в магазине
  • Все пищевые добавки Е
        Особо вредные добавки Е
  • Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов, свойства алкоголя
  • Витамины
  • Макро– и микроэлементы
  • Как ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ЗАПЕКАТЬ
    Какая нужна кухонная посуда
  • 500 cоветов домашнему кулинару
  • Хранение продуктов в условиях квартиры
  • Пособие НЕУМЕЮЩИМ ГОТОВИТЬ – простые рецепты ежедневных и праздничных блюд
  • ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
  • Сервировка стола
  • Оформление праздничного стола
  • Как складывать салфетки
  • ЗА СТОЛОМ – правила этикета
  • ВСЕ О ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ
    УКРАШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД
  • Банкетные блюда
  • Фуршетные блюда
    Украшение канапе
  • Праздничные блюда
  • 103 меню праздничного стола
  • Блюда в горшочках
  • Карвинг
  • Food Art – быстро, красиво и вкусно
    Букеты из конфет
  • Букеты из фруктов
    Оформление бутербродов
    Украшение пирогов
  • Изделия из слоеного теста
  • Сдобные булочки
  • Праздничные караваи
  • Пряники и пряничные домики
  • Айсинг
    Кондитерская мастика
  • Марципан
  • Кондитерские кремы
  • Домашние конфеты
  • Новогодняя энциклопедия
  • Как завязывать галстук
  • Как красиво повязать шарф
  • Как красиво завязать бант
  • Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки
  • Как оформить свадебные бокалы
  • ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ Быстрые блины, оладьи и пироги на кефире – готовить их не сложнее, чем поджарить яичницу
  • Блины
  • Оладьи
    ПИЦЦЫ, 13 видов теста для пиццы
  • Блюда в микроволновке
  • Блюда в пароварке
    Варёные яйца разные
    Замечательные блюда и гарниры из картофеля
  • Пельмени, кундюмы, вареники
    Каши
  • Пловы
  • Блюда из риса
  • Блюда из молока, молочных продуктов и яиц
  • САЛАТЫ
  • Винегреты
    Майонез, бешамель, соусы разные
    Запеченная рыба
    Шашлыки, маринады для шашлыков
    Замечательные десерты
  • Торты без выпечки
    Как выбирать мёд
  • ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
  • Домашнее мороженое
    Домашняя выпечка, торты, пироги
  • Жаворонки
  • Поваренное искусство и поварские приклады
  • Книга о вкусной и здоровой пище 1952
  • И МНОГОЕ ДРУГОЕ...
  • НАПИТКИ
  • Компоты, кисели, морсы
  • Чай и чайные церемонии
  • Лечебные и витаминные чаи
  • Кофе горячий, холодный, веселящий
        Кофейные десерты
  • Сбитни
  • Медовые напитки
    Гоголь-моголь
  • Квасы, березовицы, буза
  • Этот прекрасный мир вина
  • Как оценивать и подбирать вино
  • ДОМАШНЕЕ ВИНОДЕЛИЕ
  • Русские богатырские напитки
  • Русские настойки, наливки, ликеры, вина, игристые вина, пасхальное вино
  • Старинные рецепты вина
  • Домашнее пиво
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОГОНА
  • Очистка самогона
  • Приготовление разных водок
  • Рецепты водок, настоек и наливок
  • ИСТОРИЯ ВОДКИ. Мифология водки
  • ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ
  • Полезные свойства фруктов и ягод
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРИБОВ
        Определитель грибов
    Сбор и заготовка грибов
         Грибная кулинария
  • Способы консервирования
    Заготовка мяса, сала и птицы
    Колбасы, буженина, карбонад
  • Заготовка рыбы и икры
  • Заготовка плодов, ягод и овощей
  • Весенние заготовки
  • Летние заготовки
  • Осенние заготовки
  • Оригинальные варенья
  • Киемы, бекмесы, джемы, повидло
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ

    Замечательные рецепты для ежедневного и праздничного стола


    Классические блюда народов мира
  • Кухни народов бывшего СССР
  • Традиции питания в странах мира
    РУССКАЯ КУХНЯ – беспримерные шедевры кулинарии
  • Французская кухня
  • Греческая кухня
  • Большое кулинарное путешествие
  • Грузинская кухня
  • Татарская кухня
  • Украинская кухня
  • И МНОГИЕ ДРУГИЕ...
    А также:
  • Охотничья кухня
  • Рыбацкая кухня
  • Походная кухня
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
  • Питание беременной
  • Естественное вскармливание
        Питание кормящей
  • Детские блюда по возрастам
  • Любимые детские блюда
  • Сладкоежка
  • Детское лечебное питание
  • ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК
    Блюда для детского праздника
  • Как организовать и провести детский праздник
  • Как сделать маскарадный костюм
  • Детские игры
  • Сказки и фильмы детям ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

     

    АСТРОЛОГИЯ

     

    Die Нeidelbergere Schule der Astrologie
    Гейдельбергская Школа Астрологии

    ГОРОСКОПЫ на каждый день года по знакам зодиака

    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и преодолеете все трудности.
    Ежедневное пользование этими уникальными по точности гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.

  • Астральная кулинария по знакам зодиака
  • Поздравления по знакам зодиака

     

    ДРУГИЕ ГОРОСКОПЫ:
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        Галльский древесный гороскоп
  • КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯПОНСКИЙ ГОРОСКОП
  • РОССИЙСКИЙ ГОРОСКОП

     

    ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
        Календарь славянских праздников
  • Пантеон славянских Богов
  • КОМОЕДИЦА
        День весеннего равноденствия
        Начало славянского Нового года
  • Словарь русских сказок
  • История Нового года
        Рождество Солнца-младенца
        12 Ночей великого Йоля
  • История Деда Мороза
  • История Снегурочки


Новые сообщения:

R-01

 

R-02

 

R-03

загрузка...

 

 

РАЗДЕЛЫ ДЛЯ УМНЫХ
И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ

Метеопрогнозы:
     – почасовой на 3 дня,
     – на 3-12 дней,
     – на месяц,
     – температура воды.

  • Погода на месяц во всем мире
        Температура воды на курортах
  • Погода во всех странах мира
  • Погода в городах всего Мира
  • Погода в городах России
  • Погода в краях и областях РФ
  • Погода в Крыму и Украине
  • Погода в МОСКВЕ
        Температура воды в водоемах ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16 ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ

     

  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения

    Домашний САЛОН КРАСОТЫ

    Рецепты красоты

    Многие косметические средства, приготовленные самостоятельно, значительно эффективнее продающихся в магазинах.
    Только нестойкость в хранении препятствует их поставкам в торговую сеть.

     

  • ДОМАШНЯЯ КОСМЕТОЛОГИЯ — уникальные по эффективности рецепты и советы косметологов
  • Проблемные ногти
        Вросший ноготь — исправление
  • Забота о глазах
    Как улучшить зрение
  • КЕФИРНАЯ КОСМЕТИКА

     

    Домашний мастер-класс
    МАНИКЮР, ПЕДИКЮР, НЭЙЛ-АРТ
  • 12 уроков мастер-класса

     

     

    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ

    в спасение своей замечательной бессмертной души

    Духовно устремляемся в Господние Райские Кущи у Подножия Небесного Престола, что не от мира сего.

     

  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  • БИБЛИЯ. Синодальный перевод.
        Полный текст с иллюстрациями
        — Ветхий Завет
        — Новый Завет
        — Псалтирь, псалмы 1-151
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
         Богослужебный канон
         Символ Веры
         Десять Заповедей Моисеевых
         Какие бывают грехи в христианстве
         Как живут в православном Раю
         Святые молитвы
         Правила поведения в Храме
         Церковные требы
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
        — православные посты и праздники
  • Православная кухня на каждый день года
  • Что надо знать православному:
        138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • 1400 советов св. отцов церкви
  • Блюда российских монастырей
  • Справочник рецептов постных блюд
        — без масла
        — с растительным маслом

     

    Рецепты постных блюд без масла и с постным маслом см.: ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ • ЗДЕСЬ

     

  • Душеполезное чтение
  • Рождественский пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Рекомендуемое РПЦ чтение
        на каждый день Великого поста
  • ПАСХА — праздник праздников и торжество торжеств
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИМЕНИН

    Календарь содержит все именины:
    — вселенских святых,
    — русских святых,
    — новопрославленных святых,
    — местночтимых святых, почитающихся в разных епархиях РПЦ.

  • Полный православный ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен
  • Правило Серафима Соровского
        Тайные молитвы семи Архангелам
        Ангелология
  • Евангельские версии отцов Христа
  • ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ХРИСТИАНСТВА:
        Кто воскресил Христа?
        Тайна Марии Магдалины
  • О Божественной мудрости устройства мира. Когда следует ожидать Второе Пришествие Христа
  • КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
        Католическая церковь
        Католические традиции

     

     

    ПОЧИТАТЕЛЯМ АЛЛАХА ВЕЛИКОГО И ВСЕМОГУЩЕГО
  • МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
        Мусульманские праздники
  • Краткая история мусульманства
  • Татарская кухня. Татарские обычаи
  • РЕЛИГИИ МИРА
  • Базовые сведения о религиях, религиозных учениях и священных книгах.



Баллада
о SuperCook.ru

 

 

SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"

 

Я в голову лишних
                                 проблем не беру —
Для этого есть
                            SUPERCOOK точка RU.
Помощник по дому,
                                    на кухне, в семье,
Он быстро поможет
                                        всегда и везде.
А если внезапно
                                    случится недуг —
И тут на подмогу
                               придет SUPERCOOK.
И даже
                  в семейном бюджете дыру
Поможет закрыть
                            SUPERCOOK точка RU.
Расширит познанья,
                           даст правильный курс
Великий могучий
                                 российский Ресурс.
Ты можешь всю жизнь
                       в интернете блуждать —
Полезней ресурса
                                      тебе не сыскать!


Установить безопасный старт
с доступом ко множеству полезных бесплатных сервисов


    

Наши контакты
Русская редакция SuperCook.ru


Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками Тактильные игрушки до полугода своими руками