Все причёски пушкинских времён

Все причёски пушкинских времён
Все причёски пушкинских времён

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000

Проект по теме: «Мода пушкинских времён»

Автор проекта: Даровская Елизавета, ученица 8 «Б» класса,

Руководитель проекта: ,

учитель русского языка и литературы.

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Пушкинский роман в стихах и мода 5

Мотив моды в романе Пушкина «Евгений Онегин» 6

Женский костюм 7

Мужской костюм 9

Композиционная роль предметно-бытовой детали 11

Роль описания одежды для создания фона эпохи 12

Словарь 15

Устаревшее, современное и общее применение предметов

туалета. 19

Заключение 20

Литература, источники 22

Иллюстрации 23

Введение

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

В ХIХ веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира…

Цель нашей работы - проанализировать роман в стихах «Евгений Онегин».

Основные задачи нашей работы:

- исследовать модные тенденции XIX века;

- составить словарь предметов туалета, употребляемых в романе (в помощь учащимся);

- и сопоставить устаревшие и современные их названия.

Мода ХIХ века развивалась под влиянием быстрого роста промышленности, многочисленных смен направлений в искусстве, конкурентной борьбы отраслей производства и конкуренции в торговле. Текстильная промышленность заполнила международный рынок самыми разнообразными тканями, рассчитанными на любой вкус.

Никогда ни одна мода не была такой изощренной в части отделок, как мода ХIХ века. Тесьма, синель, бахрома, галуны, шали, платки – все это далеко не полный перечень предметов, необходимых при создании костюма. Только в России в ХIХ веке ежегодно открывалось более сотни больших и маленьких фабрик, производивших гладкие, с ткацким и набивным узором ткани, платки, шали и многое другое. Конкурируя между собой, эти производства зорко следили за модой, изобретая новое, они в свою очередь делали возможной более быструю смену моды. Мода для женщин ХIХ века – рабство, в котором они пребывали почти всю жизнь.

Именно в ХIХ веке сущность костюма как «защитной» окраски и формы выступает удивительно ясно. Костюм призван создать определенное образное впечатление, соответствующее настроению в данный период времени. Костюм становится визитной карточкой: по одежке встречают…, и средством борьбы за существование. Гувернантка, кассирша, продавщица – все они вынуждены «иметь вид» и проявлять максимум женской ловкости, вкуса и выдумки, чтобы быть «достойно» одетыми.

В ХIХ веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира…

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

А. Пушкин «Евгений Онегин» (Гл.1 ХХIII)

В Париже художники костюма (кутюрье), как видные архитекторы, задавали тон своими проектами, диктуя всем остальным портным и мастерам свои идеи, воплощенные в моду. Конкурируя друг с другом, они изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам дня, сезонам и назначению. Появились туалеты визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра и много всего другого.

В свою очередь жизнь во всем своем многообразии влияла на моду, опрощая, убирая ненужное и подсказывая новое.

Мода нашла отражение и в литературе, так как предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей.

Пушкинский роман в стихах и мода

Мода приходящая, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени.

Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Нельзя представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата... тургеневских мужичков – без их армяков и зипунов». (Даль словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2. М., 1994. С. 337) Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем.

Неправильно было бы думать, что описание предметов одежды в художественном произведении – «мелочь» (тем более что у классиков мелочей не бывает). Вот что пишет известный пушкинист : «...форма одежды на протяжении всей первой половины XIX века, и даже раньше, не считалась пустой условностью. Ей придавалось значение идеологического символа, иногда даже знамени, декларации. Короткие брюки (culotte) во Франции времени революции были знаком аристократии, а длинные – демократии; недаром демократы назывались санкюлотами, т. е. носили имя по одежде <букв.: без коротких штанов>. Фригийская шапочка была символом революции. Павел I запретил и свирепо изгонял фраки и цилиндры («круглые шляпы») как символ буржуазной идеологии и революции. В начале 1820-х годов во всей Европе консерваторы носили шляпы с короткими полями, а либералы – с широкими. Грибоедов считает важным ополчиться против западного фрака, выступить за русскую одежду; этот самый фрак с принадлежащими ему жилетом и панталонами и попал у Пушкина в характеристику Онегина».

Получить полный текст

Мотив моды в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Что такое мода, и какое отношение она имеет к пушкинскому роману в стихах? В привычном понимании мода – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т. д. Обратимся к словарю Ожегова. Оказывается, слово это многозначное:

1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. «Войти в моду; одет по моде».»

2) мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). «Журнал мод».

3) Манера поведения, обычай (прост.). «Взял моду ругаться».

Об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:

Мода – 1) В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому/чему-нибудь.

«Латынь из моды вышла ныне...» (Гл. 1, VI)

Принятая манера одеваться, причесываться и т. п.

«Острижен по последней моде...» (Гл. 1, IV).

2) Предмет туалета модного покроя [мн.].

«Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.» (Гл. 2, XXVII).

Этот же словарь сообщает, что существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин». Но еще чаще в романе прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др.

Наиболее часто слова «мода» и «модный» употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

Женский костюм

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Так же, как классицизм XVIII века, стиль ампир вдохновлялся античными образцами, но отличался от него меньшей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России.

Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры...

(Гл. 1, XXVIII)

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали, чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Веер в руках светской дамы превращался в тонкий инструмент интриги. Владеть им начинали учить маленьких девочек. Веер очень часто называли «полезный зефир». Он на самом деле оказывался полезным. Например, на внутренней стороне створок могли быть написаны модные цитаты из романов и трудов философов; дама подсматривала в эту «шпаргалку» и вставляла в свою речь умные фразы. Между створками веера прятали любовные записки.

Игра веером с целью покорить или отвадить мужчину называлась «махи». Если «полезный зефир» дама держала на груди, это означало «сдержанность». Если одна створка открыта – «братская нежность». Если три – «высокие чувства» и т. п.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос...

(Гл. 2, XXXVIII)

Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте античных форм. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е годы, эпоху романтизма, волосы укладываются буклями на висках.

Получить полный текст

Мужской костюм

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).

В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...

(Гл. 1, XXVI)

Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу а la Bolivar.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.

Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями (вспомним пушкинский перстень с восьмигранным сердоликом).

Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.

XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались, чуть ли не до пояса. Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарльз Макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды.

Композиционная роль предметно-бытовой детали

Пушкин не описывает ни внешность, ни платье Татьяны, пока она – провинциальная девушка. Рисовать ее внешность и костюм не было нужды: в ней, в отличие от Ольги, важно совсем другое – ее душа, ее внутренний мир.

Но в восьмой главе романа портрет героини создается с помощью предметов туалета, и мы видим Татьяну – светскую даму:

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?..

(Гл. 8, XVII)

Берет – один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, но цвет его... Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо...

(Гл. 8, XXX)

Боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, происшедшие в Татьяне.

Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в ее жизни и, соответственно, в организации романа. Точно так же, описывая путь матери Татьяны, Пушкин использует детали костюма. Сначала мы узнаем, что

она была одета

Всегда по моде и к лицу...

(Гл. 2, XXXI)

Корсет носила очень узкий...

(Гл. 2, XXXIII)

А к концу жизни:

обновила, наконец

На вате шлафор и чепец.

(Гл. 2, XXXIII)

Роль описания одежды для создания фона эпохи

Получить полный текст

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.

В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.

В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна...

(Гл. 7, XLV)

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

Взбивают кудри ей по моде...

(Гл. 7, XLVI)

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил...

(Гл. 2, XXXIV)

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык...

(Гл. 7, XL)

А также:

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке...

(Гл. 5, II)

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке...

(Гл. 3, XX)

Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы.

Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

СЛОВАРЬ

названий одежды и предметом туалета

в романе «Евгений Онегин»:

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор.

«Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?»

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев.

«Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо...»

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра,

получившая свое название по имени лидера освободительного движения в Латинской Америке - Симона Боливара.

«Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар...»

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.

«Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет...»

Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него.

«В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык...»

Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем

стягивающий талию.

«Корсет носила очень узкий...»

Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы.

«Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке...»

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная.

«Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам...»

Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки.

«Но панталоны, фрак, жилет,

всех этих слов на русском нет...»

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы.

«С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке...»

2. то же, что носовой платок. ...

«Или платок поднимет ей»

Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.

Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с

открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.

«С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке...»

Трость – прямая тонкая палка.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

«Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке...»

Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом.

Получить полный текст

«Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...»

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу.

«А сам в халате ел и пил...»

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.

«У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец...»

Шаль – большой вязаный или тканый платок.

Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями.

«И обновила наконец

На вате шлафор и чепец»

Устаревшее, современное и общее применение предметов туалета.

Устаревшее

применение

Современное применение

Общее применение, используется мужчинами и женщинами

Лорнет – в XIX веке служит не только предметом, помогающим хорошо видеть, но и модным аксессуаром для богатых людей.

Очки – сейчас очки бывают двух видов:

1. для корректировки зрения;

2. солнечные очки.

И лорнет, и очки до сих пор являются модным аксессуаром и предметом для корректировки зрения

Цилиндр – модный предмет туалета, который носили мужчины из высших слоев общества.

Шляпа – на сегодняшний день шляпа защищает от яркого солнца и холода. Ее носят как мужчины, так и женщины.

Служит головным убором для определенных слоев общества.

Шлафор – предмет одежды, который носили дома состоятельные мужчины.

Халат – домашняя одежда, которую носят как мужчины, так и женщины.

Удобная домашняя одежда.

Берет – был предметом одежды светских дам.

Берет – головной убор, который носят в основном женщины или мужчины определенных профессий (художники).

Используется очень широко как головной убор для маленьких и для взрослых.

Жилет – мужская одежда без рукавов.

В настоящее время жилет - популярная мужская и, особенно, женская одежда, также является частью школьной формы.

Служит деловым стилем, как элемент формы или униформы.

Панталоны – длинные мужские штаны.

Панталоны – женское теплое нижнее белье.

Служит для защиты от холода нижней части тела.

Макинтош - пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Плащ - любая верхняя одежда из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке.

Одежда, защищающая в непогоду.

Ридикюль - женская сумочка на длинном шелковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку.

Дамская сумочка - небольшая сумка, обычно кожаная, для ношения принадлежностей дамского туалета, денег.

Предмет для ношения принадлежностей дамского туалета и денег.

Телогрейка - женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.

Телогрейка - зимняя рабочая верхняя одежда - стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах. Сейчас встречается преимущественно в деревнях.

Верхняя одежда, призванная защищать людей от холода.

Перчатки - элемент одежды (как мужской, так и женской), надеваемый на кисти рук в целях защиты от холода. Часто используется, как украшение, аксессуар.

В настоящее время перчатки изготавливаются из самых различных материалов, имеют разнообразную форму и являются неотъемлемым элементом мужской и женской одежды.

Используются для тепла и как модный аксессуар.

Зонт - устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей.

Сейчас чаще используется от дождя.

Служит средством защиты от непогоды.

Заключение

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

В ХIХ веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира…

Именно в ХIХ веке сущность костюма призвана создать определенное образное впечатление, соответствующее настроению в данный период времени. Костюм становится визитной карточкой: по одежке встречают…, и средством борьбы за существование. В Париже художники костюма (кутюрье), задавали тон своими проектами, диктуя всем остальным, портным и мастерам, свои идеи, воплощенные в моду. Появились туалеты: визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра и много всего другого.

В свою очередь жизнь во всем своем многообразии влияла на моду, опрощая, убирая ненужное и подсказывая новое.

Мода нашла отражение и в литературе, так как предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей.

Мы лишь приблизительно понимаем сейчас значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки». Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем.

Наиболее часто слова «мода» и «модный» в романе «Евгений Онегин» употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, но и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств.

Получить полный текст

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Литература

1. Пушкин . Сказки. «Евгений Онегин». М., 1997.

2. Хрестоматия критических материалов: Русская литература XIX века / Сост.: , . М., 1998.

3. Даль словарь живого великорусского языка: В 4 тт. Т. 2. М., 1994.

4. Ожегов русского языка:слов / Под ред. . 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989.

5. Словарь языка Пушкина: В 4 тт. М., 1956–1959.

6. «История костюма», РИПОЛ классик, Москва, 2007.

Источники

http:///2001/21/3_4.htm

http://fashion. /

Спортивный костюм 1800.jpg

1809г. Это выходное платье по стилю напоминает античность.

1809 с зонтиком.jpg

1809 г. Легкая пелерина составляет дополнение к платью из прозрачной ткани, которое достигает щиколотки.

Вечерний туалет 1810.jpg

1810г. Вечерний туалет в античном стиле.

Платья с воланами 1810.jpg

Около 1810г. главным украшением выходных платьев стали воланы.

Мужской костюм 1810.jpg

гг. Мужской светский костюм. Большая шляпа украшена перьями. С боку кавалер носил декоративную шпагу.

Мужской сюртук 1810.jpg

1810 г. Мужской сюртук и узкие штаны, книзу переходящие в гамаши. Костюм дополняет цилиндр.

Шляа с пером 1811.jpg

1810 Высокая прямая шляпа с перьевым украшением

Придворный туалет 1811.jpg

1811 г. Придворный туалет эпохи Наполеона с глубоким декольте, длинная юбка со шлейфом, из лионского шелка, вся расшита искусственными цветами и ветками с листьями. Его дополняют: диадема, ожерелье и длинные перчатки до локтя.

Дама с зонтиком набок.jpg

Соломенная шляпка с перьями и платье с плиссированной отделкой. Небольшой солнечный зонтик называется по-немецки Knicker. Его ручка могла перегибаться так, что зонт защищал и от косых солнечных лучей.

Платье 1814.jpg

1814г. рукава а ля мамелюк.

Бальное платье 1814.jpg

1814 г. Бальное платье из индийского муслина.

Платье с воланами 1815.jpg

около 1815 г. Это платье с кружевными воланами вокруг шеи, на рукавах и по нижнему краю юбки скрывает естественные пропорции тела. Модель дополняет высокий чепец.

Тюрбан, платье белое, фрак, цилиндр.jpg

1818г. Легкий шмиз украшен узкими темными полосками, тюрбан - перьями. На мужчине фрак с воротником фатерморд, длинные светлые панталоны и цилиндр. Бакенбарды фавори (favoris).

Шляпа страус.перья, выход.платье 1819.jpg

1819г. Шляпа со страусовыми перьями, выходное платье из темной ткани с декольте и короткими присборенными рукавами обязательно дополнялось кашемировой шалью.

Платье с мехом.jpg

1819 г. Дамский костюм богато оторочен мехом, поверх воротника положены оборки, которые повторяются на шляпке (шуте — Schute). В руке дама несет сумочку (по-французски ретикюль - reticu). На мужчине модный редингот, зауженный в талии, с реверсом вокруг шеи.

Радингот 1819.jpg

1819 г. У редингота а ля шевальер (a la chevaliere) воротник-шалька, что было особенно модно.

Мужчина во фраке 1819.jpg

1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.

Вечернее клетч.платье 1822.jpg

1822г. Клетка тогда была очень популярна. Вечернее платье богато украшено лентами и искусственными цветами, образующими соединенные круги по нижнему краю юбки.

Платье, шляпа с перьями 1822.jpg

1822г. Платье на каждый день из клетчатой ткани стемным поясом; шляпа со страусовыми перьями.

1828 пиджак сак.jpg

1828 г. Пиджак «сак» 20-х годов прошлого столетия притален в поясе и расширен в боках. Рукава от плеча тоже расширены.

1831 Вечерний фрак дамское платье.jpg

1831. Мужчина в вечернем фраке и цветастом жилете с широким шейным платком, закрывающим горло. Дамское платье с рукавами фонариком украшает шарф, свободно повязанный вокруг шеи.

1831 редингот.jpg

1831 г. На мужчине в рединготе галстук с короткими концами, повязанный вокруг шеи два раза; на шнурке висит монокль.

Платье с пальто-накидкой 1832.jpg

1832 г. Креповое платье с апликациями дополнено двусторонним пальто-накидкой.

Мужские фраки, цилиндры 1834.jpg

1834 г. Мужской дообеденный костюм: фрак из темной ткани, брюки длинные и светлые, полосатый жилет и новый тип галстука в темных тонах дополняют костюм с обязательным цилиндром и тростью.

Дама с зонтиком 1834.jpg

1834г. Выходные платья, благодаря своим сильно расширенным рукавам а ля жиго приобретают совершенно новый силуэт. Они дополнены чепцами с перьями, прозрачными вуалями, зонтиками и сумочками.

Мужские фраки, цилиндры 1834.jpg

1836 г. шляпы «шуте» носят к платьям для прогулок с широкими рукавами и тонкой талией. Мужчины носят фрак и цилиндр.

1837 вечерний фрак.jpg

1837 г. Вечерний фрак (в середине) дополняет черный шейный платок; мужская одежда для прогулок состоит из сюртука, клетчатых брюк и пластрона.

1839 мужская одежда для прогулки.jpg

1839 г. Одежда для прогулки: сюртук с жилетом, длинные брюки, цилиндр и трость.

Все причёски пушкинских времён Все причёски пушкинских времён Все причёски пушкинских времён Все причёски пушкинских времён Все причёски пушкинских времён Все причёски пушкинских времён